Статья 55 СК РФ. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.

2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в медицинской организации и другое), имеет право на общение со своими родителями (лицами, их заменяющими) и другими родственниками в порядке, установленном законом.

Комментарии к статье

Важным правом ребенка является право на общение с родителями и другими родственниками (в том числе и при раздельном проживании). Право ребенка на общение с обоими родителями и другими родственниками может осложняться разрывом семейной связи из-за расторжения брака или признания его недействительным, однако этот факт на права ребенка не влияет. Проблема общения с обоими родителями обычно возникает в случаях, когда несовершеннолетний проживает с лицами, их заменяющими (опекуном, попечителем, приемными родителями), либо постоянно находится в одном из государственных учреждений. Право ребенка на общение с обоими родителями означает также, что он обладает правом на общение с тем из них, который проживает отдельно.

Если общение с родителями таит в себе угрозу воспитанию ребенка (например, если родитель страдает хроническим алкоголизмом, наркоманией, тяжелым психическим заболеванием), можно его запретить или отложить на время.

Как подчеркивается в п. 1 комментируемой статьи, ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах. Об этом же говорится и в международных соглашениях по семейно-правовым вопросам. Согла п. 1 ст. 10 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. в соответствии с обязательством государств-участников по п. 1 ст. 9 заявления ребенка или его родителей на въезд в государство-участник или выезд из него с целью воссоединения семьи должны рассматриваться государствами-участниками позитивным, гуманным и оперативным образом. Государства-участники обеспечив, чтобы представление такой просьбы не приводило к неблагоприятным последствиям для заявителей и членов их семьи.

Право на общение с родственниками не является абсолютным и может быть ограничено тайной усыновления (см. комментарий к ст. 139). Однако следует учитывать положения п. 4 ст. 137, согла которым если один из родителей усыновленного ребенка умер, то по просьбе родителей умершего родителя (дедушки или бабушки ребенка) могут быть сохранены личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к родственникам умершего родителя, если этого требуют интересы ребенка.

Кроме того, это право не может быть реализовано в случае рождения ребенка в результате искусственного оплодотворения. Наконец, оно не может быть осуществлено, если ребенок найден или подкинут.

В комментируемой статье говорится о родственниках вообще (дан только примерный перечень), а не только о близких родственниках. Из этого можно сделать вывод о том, что такое право есть у любого лица, которое может доказать наличие кровной связи с ребенком.


В п. 2 комментируемой статьи содержится примерный перечень ситуаций, которые можно отнести к экстремальным. Общим для всех этих ситуаций является то, что ребенок изолируется от внешнего мира. Такая изоляция может быть результатом как противоправных действий самого ребенка, так и объективных обстоятельств. Во всех этих случаях у ребенка сохраняется право на общение с родственниками, порядок которого устанавливается специальным законодательством. Так, ст. 89 УИК РФ позволяет осужденным несовершеннолетним краткосрочные и длительные свидания с родителями, усыновителями, родными братьями и сестрами, дедушками и бабушками. Общение с родителями разрешается и несовершеннолетним, находящимся в специальных учебно-воспитательных учреждениях.


Вопросы пользователей (0)

Задавайте ваши вопросы

Никто не задавал вопросов, вы будете первым.


Написать