Статья 155.2 СК РФ. Деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Права и обязанности организаций, указанных в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса, в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, возник с момента принятия органами опеки и попечительства актов об устройстве детей в указанные организации.

2. Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначся. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.

К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.

3. Организации, которые указаны в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса и в которые дети помещены под надзор, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживих на территории Российской Федерации.

Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживих на территории Российской Федерации, не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется на овании распоряжения администрации такой организации в интересах ребенка в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и другое). Данная передача не допускается, если пребывание ребенка в семье может создать угрозу причинения вреда физическому и (или) психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию либо иную угрозу его законным интересам.

4. Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживих на территории Российской Федерации, осуществляется на срок не более чем три месяца. При наличии исключительных обстоятельств срок временной передачи ребенка в семью граждан может быть продлен с согласия органа опеки и попечительства. При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка в семье не может превышать шесть месяцев.

5. Граждане, в семью которых временно передан ребенок в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, не вправе осуществлять вывоз ребенка из Российской Федерации.

6. В целях осуществления временной передачи ребенка в семью граждан, постоянно проживих на территории Российской Федерации, организация, которая указана в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса и в которую помещен под надзор ребенок, вправе обращаться в орган опеки и попечительства с просьбой о предоставлении информации о гражданах, которые выразили желание стать опекунами или попечителями и учет которых ведется в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 8 Федерального закона "Об опеке и попечительстве".

Порядок и условия временной передачи ребенка в семью граждан, постоянно проживих на территории Российской Федерации, а также требования к таким гражданам устанавлився Правительством Российской Федерации.

Комментарии к статье

Указанные в п. 1 комментируемой статьи организации имеют определенные права и обязанности, которые возник с момента принятия органами опеки и попечительства актов об устройстве детей в указанные организации.

Следует иметь в виду, что ребенка могут принимать в эти организации и временно, до принятия решения об их дальнейшей судьбе. В последнем случае у указанных организаций права и обязанности по законному представительству в отношении ребенка не возник.


Как следует из п. 2 комментируемой статьи, к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей. В частности, речь идет как о правах и обязанностях гражданско-правового характера, так и правах и обязанностях опекунов и попечителей относительно обучения и воспитания несовершеннолетних подопечных, которые регулируются семейным законодательством.

Говоря о правах и обязанностях гражданско-правового характера, необходимо отметить, что в соответствии со статьями 32 и 33 ГК опекуны являются представителями подопечных в силу закона и соверш от их имени и в их интересах все необходимые сделки, а попечители д согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Кроме того, попечители оказыв подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Применительно к гражданским правам и обязанностям, осуществляемым опекунами и попечителями, необходимо сразу указать на ограничения этих прав в части совершения определенных сделок. Так, следует учитывать, что опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделки, влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного. Опекун, попечитель, их близкие родственники также не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна, попечителя или их близкими родственниками (п. 2, 3 ст. 37 ГК РФ).

Сделка по отчуждению имущества малолетнего без согласия органа опеки и попечительства является ничтожной. Однако в случае судебного разбирательства при наличии достаточных ований суд вправе признать имущественные права ребенка нарушенными, а сделку недействительной даже в случае, если такое разрешение органа опеки и попечительства было получено.

Кроме того, можно отдельно выделить процессуальные права и обязанности опекунов и попечителей. Так, согла п. 2 ст. 52 ГПК РФ права, свободы и законные интересы недееспособных или не обладих полной дееспособностью граждан защищ в суде их родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. При этом опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.

Все эти права и обязанности, как уже отмечалось, распространяются и на организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Что касается ответственности опекунов и попечителей, то согла ст. 26 Закона об опеке и попечительстве она может быть гражданской, уголовной и административной (в последних двух случаях речь идет об ответственности руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Однако овной ответственностью опекунов и попечителей (а соответственно и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) является гражданская ответственность. Такая ответственность является по своей сути имущественной и выражается в двух овных формах: возмещение убытков и взыскание неустойки.

По непонятной причине законодатель отдельно говорит об ответственности по сделкам, совершенным от имени подопечных, ответственности за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного, ответственности за ненадлежащее исполнение опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного). Все это охватывается понятием гражданско-правовой ответственности.

В ст. 26 Закона об опеке и попечительстве говорится о специальной процедуре принятия мер по охране имущественных интересов подопечного в случае обнаружения фактов ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества и управлению имуществом подопечного. Если органом опеки и попечительства выявлены порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и т.п., то об этом составляется акт.

Следует также упомянуть об ответственности за вред, причиненный подопечным личности или имуществу третьих лиц. Последний из указанных видов ответственности не указан в ст. 26 Закона об опеке и попечительстве, однако этой ответственности посвящены положения ст. 26 (п. 3), 1073, 1074 и 1076 ГК РФ. Так, согла п. 2 ст. 1073 ГК, если малолетний гражданин, оставшийся без попечения родителей, был помещен под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, эта организация обязана возместить вред, причиненный малолетним гражданином, если не докажет, что вред возник не по ее вине.

Общее правило об ответственности опекунов и попечителей за вред, причиненный подопечным личности или имуществу третьих лиц, сводится к тому, что опекун или попечитель за такое причинение вреда отвечает, если не докажет, что вред возник не по его вине. В то же время в ряде случаев в соответствии со ст. 1073 и 1076 ГК РФ вред может быть возмещен и за счет имущества подопечного, причинившего такой вред.

3, 4. Дети могут временно передаваться из организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан при условии, что речь идет о семьях совершеннолетних граждан, постоянно проживих на территории Российской Федерации. Таким образом, мы видим, что гражданство не является условием передачи детей в такие организации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 432 утверждены Правила такой передачи. Временная передача детей в семьи граждан не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется в интересах детей в целях обеспечения их воспитания и гармоничного развития.

Согла п. 5 Правил передачи возраст, с которого возможна временная передача ребенка (детей) в семьи граждан, определяется организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из интересов и потребностей конкретного ребенка (детей).

При подборе семьи гражданина для конкретного ребенка, определении длительности периодов и сроков его пребывания в семье учитывается пожелание ребенка.

Выявление пожелания ребенка в форме письменного опроса проводится с учетом возраста и развития ребенка сотрудником организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (воспитатель, социальный педагог, психолог), в обстановке, исключей влияние на ребенка заинтересованных лиц. Результат опроса фиксируется указанным сотрудником и хранится в личном деле ребенка.

Пожелания ребенка, умеющего писать, могут быть написаны им лично.

Учет пожелания ребенка, достигшего 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Временная передача детей в семьи граждан не прекращает прав и обязанностей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов. Срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 1 месяц.

При наличии документально подтвержденных исключительных обстоятельств (выезд на отдых в пределах территории Российской Федерации, каникулы продолжительностью более 1 месяца, прохождение курса лечения и иные случаи) срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина может быть увеличен с письменного согласия органа опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если такое увеличение срока не нарушает прав и законных интересов ребенка (детей). При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 3 месяца.

Временно дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения, помещся в указанные организации, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка. Законодатель не уточняет, какие причины являются уважительными (это оценочное понятие). Обычно к таким причинам относят тяжелую болезнь, длительную командировку и т.д.


Согла п. 5 комментируемой статьи установлен запрет гражданам, в семью которых временно передан ребенок, на вывоз ребенка из Российской Федерации.


В п. 6 комментируемой статьи сделана ссылка на п. 10 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "Об опеке и попечительстве". В свою очередь, в этом пункте сделана отсылка к Правилам временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживих на территории РФ. Согла п. 8 Правил организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях временной передачи детей в семьи граждан вправе:

обратиться за информацией о гражданах, выразивших желание стать опекунами или попечителями, в орган опеки и попечительства, ведущий учет таких граждан;

информировать указанных граждан о возможности временной передачи детей в их семьи.


Вопросы пользователей (0)

Задавайте ваши вопросы

Никто не задавал вопросов, вы будете первым.


Написать