Статья 166 СК РФ. Установление содержания норм иностранного семейного права

1. При применении норм иностранного семейного права суд или органы записи актов гражданского состояния и иные органы устанавлив содержание этих норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве.

В целях установления содержания норм иностранного семейного права суд, органы записи актов гражданского состояния и иные органы могут обратиться в установленном порядке за содействием и разъяснениями в Министерство юстиции Российской Федерации и в другие компетентные органы Российской Федерации либо привлечь экспертов.

Заинтересованные лица вправе представлять документы, подтверждие содержание норм иностранного семейного права, на которые они ссылся в обование своих требований или возражений, и иным образом содействовать суду или органам записи актов гражданского состояния и иным органам в установлении содержания норм иностранного семейного права.

2. Если содержание норм иностранного семейного права, несмотря на предпринятые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи меры, не установлено, применяется законодательство Российской Федерации.

Комментарии к статье

При регулировании семейных правоотношений допускается применение семейного законодательства других стран. Это связано с отступлением от господствующего в теории российского международного частного права представления о том, что к семейным отношениям во всех случаях должно применяться только российское право. В настоящее время этот подход совершенно устарел, и допустимость применения иностранного права овывается на общепризнанных принципах международного частного права.

Такой вывод обусловлен наличием коллизионных норм в СК РФ, к числу которых относится комментируемая статья. Но, конечно, учитывается и то, что это не российское, а иностранное право, требующее особого подхода к установлению его содержания и толкованию. Признается, что, поскольку решение суда, ованное на применении иностранного права, направлено на признание тех субъективных прав, которые возникли под действием данной иностранной системы права, отсылка коллизионной нормы к иностранной правовой норме требует применения последней так, как она применяется у себя на родине.

Под официальным толкованием следует понимать разъяснение смысла той или иной нормы, данное уполномоченным государственным органом. Среди официальных толкований выделяется аутентичное, т.е. разъяснение, данное тем же органом, который принял норму.

Под правовой доктриной следует понимать используемые в некоторых странах при наличии пробела в законодательстве, отсутствии соответствующего прецедента, положения из работ известных ученых для юридического решения возникшего спора, имеющего правовое значение.

Таким образом, в ряде случаев от судов РФ, органов записи актов гражданского состояния и иных органов требуется установление содержания норм семейного законодательства иностранного государства. При этом суд или органы записи актов гражданского состояния и иные органы должны устанавливать содержание этих норм, не только исходя из их буквального изложения в конкретном акте законодательства иностранного государства, но также овываясь на их официальном толковании, практике их применения и доктрине в данном иностранном государстве.

В целях установления содержания норм иностранного семейного права суд, органы записи актов гражданского состояния и иные органы могут обратиться в установленном порядке за содействием и разъяснениями и в другие компетентные органы Российской Федерации либо привлечь экспертов.

Заинтересованные лица вправе представлять документы, подтверждие содержание норм иностранного семейного права, на которые они ссылся в обование своих требований или возражений, и иным образом содействовать суду или органам записи актов гражданского состояния и иным органам в установлении содержания норм иностранного семейного права.

Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313 установлены полномочия Министерства юстиции РФ по взаимодействию с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к его компетенции, и осуществлению обмена правовой информацией с иностранными государствами. Так, согла подп. 2 и 7 п. 7 упомянутого Указа Минюст РФ взаимодействует в установленном законодательством Российской Федерации порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России, осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами. Таким образом, информация о толковании норм иностранного права, практике и доктрине, если ее не предоставят стороны, может быть получена в Министерстве юстиции Российской Федерации, которое осуществляет организационное руководство работой судов и органов записи актов гражданского состояния и на которое возложены функции предоставления информации о праве во всех договорах России о правовой помощи и в Конвенции стран СНГ от 22 января 1993 г.


В п. 2 комментируемой статьи установлено правило, согла которому если, несмотря на все предпринятые попытки, уяснить содержание норм иностранного семейного права не удалось, то будет применяться российское семейное право. При этом следует учитывать, что неправильное применение коллизионной нормы и иностранного семейного права, к которому она отсылает, может послужить ованием для отмены или изменения судебного решения.


Вопросы пользователей (0)

Задавайте ваши вопросы

Никто не задавал вопросов, вы будете первым.


Написать